Зоя Романовна родилась 6 декабря 1926 года в деревне Толмачёво Лужского района Ленинградской области. Когда началась война, эти территории оказались оккупированными и девушке пришлось работать на лесоповале. Она вспоминает, как нацисты показательно пытали и расстреливали провинившихся: "Они собирали нас всех вместе и отпускали овчарок на тех, кто что-то сделал не так по глупости, а остальных заставляли смотреть на это в назидание". Затем Зоя Романовна смогла перевестись на работу в хлебопекарню, где работала вместе с отцом.
После их угнали в Штутгарт, где Зоя Романовна, несмотря на то, что ей было всего 15 лет, стала узницей в трудовом концлагере. Там она работала на производстве автомобильных радиаторов. Чтобы не помогать фашистам девушка на свой страх и риск портила радиаторы, заливая в них олово. За что в будущем и поплатилась: после разоблачения, один из немцев так сильно её ударил, что девушка получила серьёзную черепно-мозговую травму, и уже после окончания войны перенесла нейрохирургическую операцию.
Лагерь, где содержались гражданские пленные, был освобождён французами весной 1945 года: "Они заехали в лагерь прямо на танках!" После своего спасения бывшие узники отправились по пустым немецким домам, чтобы собрать одежду и вещи первой необходимости и Зоя Романовна вспоминает один забавный случай. Поскольку помимо одежды искали и съестное, то заглядывали в подвалы, где наткнулись на вишневое варенье: "После того, как мы попробовали, сразу почувствовали себя очень странно, голова кружилась, мутило и они испугались, что немцы напоследок отправили банки. Лишь спустя время они узнали, что наелись забродившей вишни и опьянели".
После освобождения Зоя Романовна наконец-то снова воссоединилась с семьей — отцом, матерью, и младшим братишкой. Они тоже были в Штутгарте, но в другом трудовом концлагере и ничего не знали о судьбе друг друга.
А когда война закончилась, вся семья сначала жила в сырых окопах, где у её младшего брата от сырости и холода парализовало ноги. Затем удалось перебраться в детдом, переоборудованный под "общежитие".
Со временем они отстроили новый дом на месте старого, сгоревшего ещё в начале войны.
Также Зоя Романовна рассказала, как столкнулась с неоправданными обвинениями в измене: "Нас, бывших узников, считали врагами народа". Из-за этого она не могла найти работу, и ей приходилось сначала перебиваться с приёмщицы грязного белья на уборщицу. Но, несмотря ни на что, благодаря добросовестному труду, Зое Романовне удалось получить хорошую должность в ЖКХ, где она и проработала много десятков лет. У неё целая стопка похвальных грамот и несколько поощрительных вкладок в трудовой книжке.
Благодарим Елизавету Михайлову за подробный отчёт.