Новости "Мост поколений"

ГОНЧУКОВА ГАЛИНА НИКИФОРОВНА | «ПЕРЕРЫВ НА ФИЛЬМ»

С нашей следующей героиней — Галиной Никифоровной Гончуковой, мы встретились в её уютном дачном доме в Токсово. Именно там, в разгар школьных каникул, в кругу дружной семьи и верных друзей, шестнадцатилетняя Галя встретила известие о войне.

Во многом, благодаря этой даче и дальновидности её отца, наша героиня смогла пережить блокаду. Никифор Андреевич Желомей сразу же принял решение сделать как можно больше заготовок с огорода и растянуть их на как можно более длительное время.

Но уже осенью 1941 года семья Галины Никифоровны была вынуждена вернуться в Ленинград, где в скором времени началась блокада.
Наша героиня сетует насколько детским было её восприятие войны поначалу: как интересно было смотреть на первый разбомбленный дом, похожий на кукольный домик, как восхищало зарево горящих Бадаевских складов…

А потом ввели карточки на продукты. Вставать приходилось в 4-5 утра, стоять в очереди на морозе в ожидании открытия магазина. Часто случалось, что продукты доставались только первым 20-30 посетителям и на этом заканчивались. Галина Никифоровна до сих пор хранит оладьи из жмыха и лебеды, которые она в 1942 году жарила на машинном масле на поверхности буржуйки. Потом в доме отключили свет и воду: семья переселилась в одну комнату и ютилась вокруг единственного источника тепла — буржуйки.

Но даже в такое тяжелое время Галина Никифоровна старалась много читать. Под тусклый свет самодельной лампадки она прочла «Войну и мир». При этом она не только читала чужие истории, но и писала свою. В дневниках Галины Никифоровны всё: мечты о светлом будущем, блокадный быт, размышления о Победе, тревога о родных.

Как раз самая большая боль Галины Никифоровны связана с мамой. Ещё до войны Алевтина Ивановна страдала от нейропатии — у неё постепенно отказывали ноги. Именно по этой причине, переживая за здоровье мамы, семья не эвакуировалась из Ленинграда. Казалось, дальняя дорога — худшее что может случиться и дома будет спокойнее. Но 14 февраля 1941 года Алевтины Ивановны не стало. И только после войны Никифор Андреевич признался дочери в том, что, осознавая свою обречённость, мама договорилась с ним, что будет есть только паёк, а всё что сверх — будут делить между собой отец и дочь.

В 1942 году истощённую девчонку по просьбе отца на лето приютил комендант их дачного поселка в Токсово. Она пасла его корову, а он за это её кормил. Благодаря этому, осенью Галина смогла пойти работать на завод «Радист» и не только получать повышенный паёк, но и сделать свой вклад в Победу. Именно на заводе её нашла новость о прорыве блокады: «Мы с девочками прыгали, кричали "Ура!", понимая, что теперь будем жить».

Несмотря на пережитые страдания, Галина Никифоровна считает, что у каждого в жизни должна быть большая любовь. Её большая любовь случилась в студенчестве: даже собирались пожениться, но в итоге остались друзьями на долгие годы. У каждого своя семья, дети, но из виду друг друга не теряли. И только в 70 лет, когда он овдовел, они соединили судьбы и прожили счастливо более двадцати лет.

Благодарим Олесю Анисимову за интервью и написание материала.
2022-06-28 19:00 кинолекторий кинопроизводство ветераны